В противоположность популярному мнению мы полагаем, что торговый дефицит вызван не нечестными торговыми практиками за границей и не снижением конкурентоспособности американских товаров на родине. Торговый дефицит отражает движение капитала через межгосударственные границы, движения, которые определяются уровнем сбережений и инвестициями. Это заставляет нас утверждать, что торговая политика является неэффективным инструментом для снижения торгового дефицита. Изучение структуры торгового баланса США наглядно демонстрирует, что нет никакой связи между двусторонними торговыми показателями и открытостью рынка той или иной страны для американского экспорта. Например, США регистрирует профицит в торговле с Бразилией, правительство которой активно проводит в жизнь протекционизм, в то же самое время торговое сальдо с Канадой и Мексикой отрицательное, хотя рынки этих стран почти полностью открыты для американского экспорта благодаря Североамериканскому соглашению о свободной торговле.
Нет никакой связи и между торговым дефицитом и снижением объемов промышленного производства. В период с 1992 по 1997 год торговый дефицит США увеличился почти втрое, хотя в то же самое время объем промышленного производства вырос на 24 % , тогда как объем производства в обрабатывающей промышленности вырос на 27 % . Торговый дефицит не приводит к снижению количества рабочих мест в экономике. На самом деле рост торгового дефицита коррелирует со снижением количества безработных. Несмотря на рост торгового дефицита в середине 90-х годов американская экономика развивалась бурными темпами, тогда как периоды, когда дефицит сокращался, темпы роста были намного более скромными. Как это ни парадоксально звучит, торговый дефицит может быть хорошей новостью для экономики, поскольку свидетельствует о доверии международных инвесторов к экономике США и стимулирует спрос американских потребителей.
Для экономики важна не разница между экспортом и импортом, а преимущество, которое американцы могут получать от результатов, возможностей и потребительского выбора, создаваемых экономикой открытой для свободной мировой торговли.
Введение.
Одним из главных последствий финансового и экономического беспорядка в странах Тихоокеанского бассейна станет растущий торговый дефицит США в 1998 году. Снижение темпов экономического роста в регионе будет означать снижение спроса на американский экспорт, тогда как снижение стоимости валют этих государств сделает экспорт из азиатских стран в США более доступным, стимулируя рост спроса американских потребителей. В результате мы можем оказаться в ситуации торгового кошмара: будет расти разница между импортируемыми США товарами и услугами и экспортом. В 1998 году торговый дефицит США может приблизиться к отметке 250 миллиардов американских долларов, побив рекорд в 198.7 миллиардов долларов, поставленный в 1997 году (1). Как свидетельствует опыт прошлого, рост торгового дефицита вызовет новую протекционистскую истерию в средствах массовой информации и в конгрессе.
Когда правительство заявляет о росте торгового дефицита, СМИ сообщают о "плохой новости" - "ухудшении" экономической ситуации, несмотря на то, каковы сопутствующие экономические показатели. Какова инфляция, занятость, темпы экономического роста и так далее. Вспомним мрачные комментарии журналистов в феврале, когда департамент торговли сообщил, что в 1997 году торговый дефицит составил 114 миллиардов американских долларов, достигнув самого высокого уровня с 1988 года. 19 февраля Дэн Равер из CBS News заявил, что "правительство сообщило о самом худшем торговом дефиците в 1997 году за последние 9 лет" (2). В тот же самый день Лу Добс, ведущий программы Moneyline на CNN сказал следующие: "Сегодняшний вечер мы начинаем с информации правительства о том, что в декабре торговый дефицит США вырос на 24 % , эта новость вызывает большое беспокойство" (3). На следующий день Wall Street Journal: "Ситуация в 1998 году будет еще более мрачной, чем в 1997", - полагают обозреватели этого издания (4).
Никакой из экономических показателей не обмусоливался так долго как многолетний торговый дефицит США. Противники идеи свободной торговли, к числу которых относятся многие американцы, полагают, что торговый дефицит свидетельствует о неспособности американских компаний выдерживать конкуренцию на мировых рынках. Они также указывают на то, что американские экспортеры встречаются с "несправедливыми" торговыми барьерами за границей. Существует мнение, что если бы другие страны открыли свои рынки для американских товаров, также как США открыли свой рынок для других стран, американская продукция стала бы более конкурентоспособной, в результате США получили бы возможность увеличить свой экспорт по отношению к импорту и снизить торговый дефицит.
Как и все популярные суждения, это суждение является привлекательным в своей простоте и абсолютно неверным. Торговый дефицит не может определяться микроэкономичеческой торговой политики и конкуренцией предприятий. Он отражает базовые макроэкономические факторы, такие как потоки капитала, национальные нормы накопления и инвестиции, определяющие потоки капитала. Последний опыт США и их торговых партнеров подтверждает это заключение.
США не могут снизить торговый дефицит, сократив импорт на американский рынок, или убедив правительства других стран снять защитные барьеры на своих рынках. США также не в состоянии сократить торговый дефицит путем осуществления государственной промышленной политики, управляемой торговли или субсидирования экспортеров с целью повысить национальную "конкурентоспособность". И, несмотря на заявления журналистов, торговый дефицит совсем не обязательно является плохой новостью для американской экономики. Иногда новости о дефиците могут быть хорошими новостями.
Текущие счета и текущие дискуссии.
Америка регистрирует торговый дефицит в торговле товарами и услугами с другими странами мира каждый год с 1976 года. Этот непрерывный поток дефицитом вызывает обеспокоенность и бурные дебаты среди американских экономистов и политиков в течение вот уже двух десятилетий.
В начале 1980-х годов торговый дефицит достиг беспрецедентного в истории уровня. После войны сальдо платежного баланса было преимущественно положительным, но к 1984 году торговый дефицит составлял 100 миллиардов американских долларов, в 1987 году он вырос до рекордного уровня в 153 миллиарда американских долларов. В 1991 году дефицит снизился до 31 миллиарда долларов, после чего он вновь начал расти. К 1994 году был зарегистрирован дефицит в 100 миллиардов (5), а в 1997 году он составил 113.7 миллиардов американских долларов (по структуре дефицита дефицит в торговле товарами в размере 198.7 миллиардов долларов частично компенсировался профицитом в торговле услугами в 85 миллиардов долларов" (6).
Как только торговое сальдо стало отрицательным, в США началась дискуссия по поводу "нечестных" торговых ограничений, которые вводят другие страны для американских товаров, и их конкурентоспособности. Частично рост торгового дефицита объясняли волной боязни кризиса в Америке в начале 80-х годов.
В середине 1980-х годов законодатели на Капитолийском холме ответили на рост дефицита протекционистскими мерами. В 1986 году Палата представителей одобрила поправку конгрессмена от республиканской партии Ричарда Гепхарда, по которой США получили право устанавливаться импортные квоты на продукцию стран, в торговле с которыми регистрировался большой двусторонний торговый профицит (Япония, Тайвань, Западная Германия). В 1987 году этот вопрос вновь рассматривался в Палате представителей и вновь получил большинство голосов, хотя в 1988 году он был исключен из Многоаспектного акта по торговле и конкуренции. Парламентарии заменили эту поправку законом "Супер 301", который грозил разными карами странам, применяющим нечестную торговую практику. (7).
В ноябре 1991 года Герхард вновь привлек всеобщее внимание к этой проблеме, потребовав внести поправку в статью 301 указанного акта, согласно которой против любой страны, чей двусторонний торговый профицит в торговле с США составляет более 15 % торгового дефицита США. По словам исследователя И. М. Дестлера, Герхард исходил из того, что "государства должны иметь нормальный торговый баланс при двусторонних торговых отношениях и что дефицит вызван в значительной части торговым профицитом в тех странах, которые ограничивают у себя импорт". (8).
Торговый дефицит продолжил преследовать американскую экономику и в 1990-е годы. В ходе дебатов 1997 года о предоставлении президенту США Права Быстрого Законотворчества оппоненты этой меры ссылались на то, что рост торгового дефицита вреден для американской экономики, в частности, для рынка труда. Чтобы дискредитировать Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) и другие соглашения о свободной торговле, противники права быстрого законотворчества указывали на то, что США регистрирует торговый дефицит в торговле с двумя членами NAFTA Мексикой и Канадой.
Торговый дефицит в торговле с Мексикой вызвал наиболее яростную дискуссию. Дело в том, что до 1995 года торговля с этой страной была профицитна. В сентябре 1997 года Стив Бекман, экономист из профсоюза работников автомобилестроения, выступая в подкомитете по торговле комитета по изысканию средств Палаты представителей, заявил, что торговый дефицит в торговле с Канадой и Мексикой стоил американской экономике 400.000 рабочих мест (9).
Не лучше обстоит с этой точки зрения дело и с другими торговыми партнерами США. В 1997 году торговый дефицит в торговле с Японией составил 55.7 миллиардов американских долларов, в торговле с Китаем 49.7 миллиардов американских долларов (10). Дефицит в торговле с Китаем, который уступает только торговому дефициту в торговле с Японией, кажется наиболее угрожающим, поскольку он растет очень быстрыми темпами. С 1990 по 1997 год он вырос более чем в 4 раза (11). Рост дефицита в торговле с Китаем вызвал ряд требований о пересмотре статуса "страны наибольшего благоприятствования в торговле" для Китая, а также против принятия Китая в ВТО. Дефицит в торговле с Японией также вызывает напряженность в отношении между двумя странами (12).
Если торговый дефицит США в 1998 году вырастет, как это и прогнозируется, то можно ожидать новой серии атак на правительство со стороны противников свободной торговли, ставящих своей целью заставить правительство проводить протекционистскую политику.
Понимание проблемы торгового дефицита в США.
Дискуссия о торговой дефиците - одна из самых старых дискуссий в экономической науке. Сторонники меркантилизма - торгового подхода, который доминировал в XVII-XVIII веках, полагали, что государства должны увеличивать свой золотой запас. Создавая ситуацию, когда экспорт больше импорта, государства могут получить избыток денежных средств в золоте и серебре. Если казна набита золотом и драгоценными металлами, то, по мнению меркантилистов, это свидетельствует о богатстве и мощи государства. Чем больше денег, тем больше государство способно вложить в свою армию в случае начала войны.
Стремление государств поддержать положительное торговое сальдо привело к разработке и принятию разного рода протекционистских мер и субсидированию экспорта. Высокие тарифы и ограничения на импорт были очень распространены в Европе до XIX века.
Назад к Смиту и Юму.
В спорах о свободной торговле, который велись в 18-веке классики либерализма Дэвид Юм и Адам Смит подвергали постоянной критике позиции своих противников, которые стоят на страже "торгового баланса" (13). Юм утверждал, что золотой запас страны зависит от ее возможности производить материальные ценности. Государство, которое попытается аккумулировать золото, наращивая торговый профицит, блокируя импорт или субсидируя экспорт, очень скоро убедится в том, что, что запасы золота растут, однако запасы товаров, доступных для покупки сокращаются. Таким образом, излишек денег приведет к росту цен на товары (т.е. к инфляции), что сделает их намного менее привлекательными для иностранных покупателей. В результате экспорт будет падать одновременно с ростом цен, а значит сокращаться приток золота. Так Юм еще два столетия назад доказал, что любые попытки создать торговый профицит за счет протекционистских мер в торговле заранее обречены на неудачу, поскольку денежные потоки корректируют сами себя.
Современник Юма и его друг Адам Смит развеял страхи, связанные с появлением торговых дефицитов: "Ничего не может быть более абсурдно, чем доктрина о балансировке торговли", - писал он (14). По мнению Смита, важна не разница между импортом и экспортом, а преимущества возможности специализации, которые дает свободная торговля. Рост продуктивности позволяет государству производить товары и услуги по более высокой стоимости, что ведет к благосостоянию нации. Любое вмешательство в свободу торговли приводит к сокращению благосостояния. "Если торговля стимулируется субсидиями, то монополии несут убытки. Если торговля свободная она всегда прибыльна, хотя не всегда прибыльна для обеих сторон" (15). Критика Смитом и Юмом принципов протекционизма не устарела и по сей день.
Потоки инвестиций и дефицит.
Одна из существенных черт американского торгового дефицита заключается в том, что его рост не имеет ничего общего с торговой политикой. Торговый дефицит страны определяется движением капитала из страны и в страну. Эти движения, в свою очередь, определяются тем, сколько граждане страны накапливают и инвестируют. Оба этих параметра очень слабо зависят от торговой политики.
Чтобы разобраться с проблемой дефицита давайте начнем с баланса платежей. По определению баланс платежей всегда равен нулю, т.е. то что страна покупает или продает на мировом рынке должно быть равно тому, что она продает или получает. Это правило основано на обменной природе торговли. (16). Независимо от того, торгуют ли люди с соседями по улице или с другими государствами, никогда не отдают ничего, не получая чего-нибудь адекватного взамен. Смысл этой международной бухгалтерии сводится к тому, что стоимость того, что страна дает остальному миру, должна быть рана стоимости того, что она получает.
Платежный баланс состоит из двух составляющих: баланса по текущим счетам и баланса движения капиталов. Баланс по текущим счетам включает в себя потоки товаров, услуг, доходов от капиталовложений и некомпенсируемых перечислений, таких как иностранная помощь и денежные переводы за рубеж со стороны частных граждан. Торговый баланс является составной частью баланса по текущим счетам, он включает расчеты только по товарам и услугам, товарный торговый баланс включает данные только по торговле товарами. Баланс движения капиталов включает продажи и покупки инвестиционных активов, таких как недвижимость, акции, облигации и государственные ценные бумаги.
Если страна регистрирует профицит баланса движения капиталов равный 100 миллиардам американских долларов, она должна зарегистрировать дефицит баланса по текущим счетам равный 100 миллиардов американских долларов, чтобы сбалансировать платежи. Как объясняет экономист Дуглас Ирвин: "Если страна покупает больше товаров и услуг у других стран, чем продает, она должна продавать больше активов другим странам, чем покупает" (17).
Обязательный баланс баланса по текущим счетам и баланса движения капиталов предполагает прямую связь между торговым балансом с одной стороны, и балансом накоплений и инвестиций, с другой. Эта связь выражается следующей формулой:
Накопления-Инвестиции=Экспорт-Импорт.
Таким образом, государство, которое накапливает больше, чем инвестирует, экспортирует свои излишние накопления в форме чистых иностранных инвестиций. Иными словами, оно должно зарегистрировать дефицит движения капиталов. Деньги вкладываются за рубеж, поскольку инвестиции вернутся в страну, чтобы финансировать экспорт, превышающий импорт. Страна, которая инвестирует больше, чем накапливает - например США - должна импортировать капитал из-за границы. Другими словами, она должна иметь профицит движения капитала. Импортируемый капитал позволяет гражданам этой страны потреблять больше товаров и услуг, чем они производят, импортируя разницу посредством торгового дефицита.
В 1996 году американцы инвестировали 1.117 миллиардов американских долларов частным образом. 224 миллиарда американских долларов было инвестировано правительством. В результате мы имеем валовые отечественные капиталовложения в размере 1.341 миллиардов американских долларов. Народные сбережения, однако, не были столь большими, что заставило американцев импортировать чистого капитала на 133 миллиарда американских долларов. (18). В этом же году американцы заплатили остальному миру 1.238 миллиардов американских долларов за импортируемые товары, услуги, чистые трансферные платежи, проценты по иностранным инвестициям в США. Одновременно за экспорт по этим же статьям было получено 1.105 миллиардов американских долларов. В результате был получен дефицит баланса по текущем счетам в размере 133 миллиардов американских долларов, равный чистому притоку иностранного капитала (19).
Баланс по текущим счета и баланс капиталов связаны курсом валюты. Чем больше чистых инвестиционных потоков в страну, тем больше растет спрос на доллары, так как они нужны, чтобы покупать американские активы. Когда доллар растет по отношению к другим валютам, американские товары и услуги становятся более дорогими для иностранных потребителей, что снижает спрос, тогда как импорт становится более доступным для американцев. Снижение экспорта и рост импорта корректирует торговый баланс, в результате чего он сравнивается с чистым притоком капитала. В результате иностранные инвесторы превосходят иностранных потребителей в своем спросе на доллары, которые им нужны для удовлетворения спроса на американские активы. Конечно же, большинство сделок на валютном рынке, прямо не связаны с торговлей, однако спрос на американские товары, услуги и активы оказывает влияние на спрос на доллары, необходимые для их покупки, и таким образом в значительной части обуславливают стоимость доллара на мировом валютном рынке.
Германия начала 90-х годов дает нам наглядный пример работы этого механизма. В 80-х годах Западная Германия постоянно регистрировала профицит баланса по текущим счетам (равно как и торговый профицит, однако между 1990 и 1991 годами вместо профицита по текущим счетам, который составлял 3.2 % ВВП был зарегистрирован дефицит в размере 1.0 % (20). Причина этого разворота заключалась не в том, что немецкие промышленники стали выпускать худший товар и работать менее эффективно, и не в том, что торговый партнеры Германии ввели против нее нечестные торговые барьеры в ночь с 31 декабря 1990 года на 1 января 1991 года. Появление дефицита по текущим счетам было вызвано тем, что Германии потребовалось увеличить внутренние инвестиции с целью реформирования экономики коммунистической ГДР. В результате накопления немецких граждан и фирм, которые вкладывались за границу, вернулись в страну, объем немецких марок на мировом валютном рынке сократился, что вызвало рост спроса на них и, соответственно, рост стоимости немецкой валюты по отношению к валютам других государств. Рост курса немецкой марки привел к удорожанию немецкого экспорта и снизил цены на импорт. В результате вместо торгового профицита Германия получила торговый дефицит.
В октябре 1997 года экономист Питер Морици из Института экономической стратегии попытался предложить альтернативное объяснение торгового дефицита. Он, по его мнению, убедительно опроверг "старую историю о том, что баланс платежей является другой стороной балансовой идентичности" (21). В качестве аргумента он сослался на торговый дефицит, вызванный покупкой американских активов, в частности облигаций, иностранными правительствами.
Однако анализ Морици не столько опровергает, сколько подтверждает балансовую идентичность. Независимо о того, покупает ли частный иностранный инвестор акции или государственный иностранный инвестор облигации, результатом их действия является приток капитала в США. Кроме того, Морици пришел к выводу, что торговый баланс США коррелирует с частными инвестиционными потоками (22).
Почему протекционизм не может решить проблему дефицита.
Причинно-следственная связь между потоками инвестиций, курсами валют и торговым балансом объясняет, почему протекционизм не в состоянии решить проблему торгового дефицита. В вышедшей в свет в 1997 году книге журналиста Вильяма Гридера "Единый мир. Готовы мы или нет" предлагается ввести "срочный тариф" в размере 10-15 % , чтобы сократить торговый дефицит США (23). Если бы Конгресс принял это кошмарное предложение, то американский импорт, вероятно, снизился бы. Однако снижение импорта будет означать, что на международный рынок поступит меньше долларов, что приведет к росту доллара против остальных валют. Сильный доллар сделает американский экспорт более дорогим для иностранных потребителей, а импорт более привлекательным для американцев. Экспорт будет падать, импорт расти, пока мы вновь не придем к балансу инвестиций и накоплений.
Пока не изменятся составные уровни накоплений и инвестиций, торговый баланс не поменяется. Все новые тарифные барьеры приведут только к сокращению как экспорта, так и импорта, что сделает американцев намного беднее, поскольку они не смогут эффективно участвовать в процессе мировой торговли.
Точно такое неэффективны для решения этого вопроса правительственные субсидии. После азиатского финансового кризиса президент Клинтон предложил заложить в проект бюджета на 1999 год увеличенные субсидии для американских экспортеров через Экспортно-импортный банк. Субсидии позволят снизить цены некоторым экспортерам и будут стимулировать рост спроса на их товары за рубежом. Однако рост спроса на американские доллары, необходимые для того, чтобы покупать иностранные товары, в итоге сведет эти попытки к нулю, так как рост курса доллара сделает американский экспорт более дорогим. В итоги экспорт и торговый дефицит останутся на прежних уровнях. Субсидии способны только изменить объем экспорта по отраслям.
В теории торговая политика может оказывать косвенное влияние на торговый дефицит, влияя на государственный уровень сбережений и инвестиций. Например, повышение тарифов повышает государственные доходы, таким образом, сокращая дефицит государственного бюджета (или увеличивая профицит). В результате у государства снижается необходимость занимать за рубежом, что приводит к уменьшению торгового дефицита. Однако введение тарифа может стимулировать инвестиции в "протекционируемую" сферу, в результате чего растет спрос на иностранный капитал, что ведет к росту торгового дефицита. Роберт Шельбурн, экономист из министерства труда так резюмирует свой опыт изучения разных теорий: "Торговая политика имеет только небольшое влияние на накоплении и инвестиции и, соответственно, на торговый баланс" (24). Солидарен с ним и Морици.
Другое искушение, с которым встречаются экономисты, это девальвация национальный валюты через интервенции на валютный рынок. Центробанк страны может оказать давление на свою собственную валюты, выбрасывая ее на рынок в избыточных объемах и покупая иностранные валюты. Снижение валюты может стимулировать экспорт и снизить спрос на импорт, сократив торговый дефицит. Однако снижение стоимости валюты означает, что в иностранном эквиваленте стоимость активов в этой стране снижается, что привлекает иностранный инвестиции, которые увеличивают сальдо капитала (соответственно дефицит текущих счетов). Кроме того, снижение стоимости национальной валюты дает рост цен и инфляции. В результате негативный эффект инфляции намного перевешивает все положительные эффекты, достигнутые за счет вмешательства на валютный рынок.
Проверенное средство сокращение дефицита. Рецессия.
Есть один способ, при помощи которого американцы могут сократить дефицит - они должны больше накапливать. Увеличение национальных сбережений сократит спрос на иностранный капитал; в этой ситуации в страну будет идти меньше капитала, разница между тем, что мы покупает за границей, и продаем, сократиться (26).
Альтернативный способ снизить дефицит - правительство должно меньше занимать. Сокращение государственного дефицита, сокращает спрос на иностранный капитал. Это объясняет феномен "двойного дефицита", появившийся в 1980-х годах, когда колоссальный дефицит государственного бюджета потребовал роста национальных накоплений, потребовав, в свою очередь, импорта накоплений из-за рубежа, чтобы удовлетворить местный спрос на инвестиции. Поток иностранного капитала, вызванный дефицитом государственного бюджета, позволил американцам покупать даже больше товаров и услуг, чем они продавали на международном рынке. Когда в конце 1980-х снизился дефицит федерального бюджета США, одновременно снизился и торговый дефицит.
Есть еще один способ сократить торговый дефицит: сократить инвестиции. В периоды рецессии это считается нормальным, поскольку доверие к бизнесу падает, и компании ведут менее агрессивную экспансию. Поскольку американцы потребляют и инвестируют меньше, спрос на импорт и иностранный капитал снижается, также как и торговый дефицит. Это помогает объяснить, почему самый маленький торговый дефицит за последние 20 лет был зарегистрирован в 1991 году, когда экономика находилась в стадии рецессии (27). Фактически, как показано на рисунке 1, дефицит по текущим счетам снижается в периоды рецессии и растет в периоды экономического роста. Если торговый дефицит представляет собой большую проблему для экономики, то лучше всего спровоцировать глубокую рецессию.
Это произошло в Мексике в 1995 году. После кризиса национальной валюты реальный ВВП страны снизился на 6.2 % . В связи со снижением внутреннего спроса, утечкой капитала и снижением курса песо, сальдо торгового баланса из отрицательного стало положительным, в том числе и в торговле с США. Изменение ситуации не было результатом торговой политики. Они было вызвано неправильными действиями финансовых властей Мексики, главными жертвами этих неправильных действий стали мексиканские рабочие. Возможно критики Северо-американского соглашения о свободной торговле готовы принести в жертву наших рабочих и хотят, чтобы американский ВВП снижался на 6.2 % в год, как это происходило в Мексики в 1995 году? Конечно же, пострадают американцы, зато мы исправим торговый баланс.
Понимание важности вопроса движения инвестиционных потоков, должно освободить экономистов от навязчивой мысли на необходимости сокращать баланс текущих счетов. Торговый дефицит не является результатом торговой политики, а торговая политика не может быть инструментом сокращения торгового дефицита.
Порочные мифы о торговом дефиците.
Неправильное понимание проблемы торгового дефицита стало причиной появления множества мифов про международную торговлю и роль Америки в мировой экономике. Эти мифы используются противниками свободной торговли, которые действуют с анти-рыночных позиций, настаивая на субсидиях экспортерам и введении санкций против "нечестных" торговых партнеров. Далее приводится список наиболее распространенных заблуждений.
Миф 1. Американские экспортеры встречаются с нечестными торговыми барьерами.
Многие американцы твердо убеждены в том, что причина торгового дефицита кроется в закрытости многих иностранных рынков для американского экспорта, тогда как американский рынок является открытым для иностранных товаров. Большой торговый дефицит в торговле с Японией почти единодушно приписывается "нечестным" торговым барьерам.
Анализ торговых взаимоотношений США с их главными партерами опровергает эту точку зрения. Страны, с которыми США регистрируют большой дефицит торгового баланса входят как в список тех, кто принимает протекционистские меры, так и в список тех стран, которые ведут с США свободную торговлю. Канада и Мексика очень открыты для американского экспорта благодаря соглашению по свободной торговле, одновременно в торговле с этими двумя странами США постоянно регистрирует большой торговый дефицит. С другой стороны третья в списке стран, с которыми у Америки профицит торгового баланса - Бразилия, страна, которая устанавливает труднопреодолеваемые барьеры для американского импорта. В странах ЕЭС единый тариф на ввоз американской продукции, при этом торговый баланс с некоторыми из них (Нидерланды, Бельгия) профицитен, а с некоторыми дефицитен (Германия, Италия).
Таблица 1. Главные торговый партнеры США (сальдо торгового баланса в миллиардах долларов по состоянию на 1997 год).
Дефицит Профицит Япония -$55.9 Нидерланды +$12.5 Китай -$49.8 Австралия +$7.4 Германия -$18.7 Бразилия +$6.3 Канада -$17.9 Бельгия +$5.5 Мексика -$14.4 Гонконг +$4.8 Тайвань -$12.2 Великобритания +$3.8 Италия -$10.4 Аргентина +$3.6 Малайзия -$7.2 Египет +$3.2 Венесуэла -$6.8 Чили +$2.1 Нигерия -$5.5 Южная Корея +$1.9
Источник: Департамент торговли США
Те, кто видит всю причину дефицита в разных торговых практиках, упускают из вида реальность потоков инвестиции. В Японии большой уровень накоплений заставляет "экспортировать" капитал в США, что позволяет американцам импортировать больше товаров из Японии, чем мы экспортируем. Главная причина роста дефицита в торговле с Японией кроется в том, что в 1980 году эта страна ослабила контроль за движением капитала, закрепив это в соответствующем законодательном акте. В результате мы получили настоящее цунами из японских накоплений, которые обрушились на США. Несмотря на устоявшееся мнение, японский рынок стал с 80-х годов намного более открытым для американских товаров, при этом торговый дефицит в торговле с Японией вырос по сравнению с 1960-70 годами. Президент Федерального резерва Сан-Франциско Роберт Пэрри комментирует это следующим образом:
Из всех торговых партнеров именно Японию больше всего обвиняют в несправедливой торговой практике. Однако весьма сомнительно, что именно в этом кроется причина большого торгового дефицита в торговле с Японией. Во-первых, японский рынок постепенно становится более открытым для американских товаров, а не более закрытым. Во-вторых, разница между тем объемом экспорта в Японию и объемом экспорта из Японии в процентах сокращается. Например, в 1981 году 9 % американского экспорта шло в Японию, тогда как 20 % американского импорта было японским. В результате мы имели торговый дефицит в 16 миллиардов американских долларов. Если бы эта пропорция сохранилась в 1992 году, то торговый дефицит в торговле с Японией составил был 57 миллиардов американских долларов, тогда как реальный дефицит составляет 51 миллиард. Поэтому у нас нет причин говорить о том, что торговые ограничения со стороны наших партнеров приводят к росту дефицит (28).
То же самое может быть сказано и в отношении дефицита в торговле с Китаем. Несмотря на существенный прогресс, который произошел за последние 10 лет, барьеры против импорта остаются достаточно высокими. Эти барьеры частично помогают объяснить торговый профицит, который Китай достигает в торговле с США, однако главное объяснение более простое: мы хотим покупать товары, которые продает Китай. В 1995 году Совет экономических советников сделал заключение: "Постоянный профицит Китая в торговле с США отражает его специализацию в производстве недорогих товаров, ориентированных на массы. По этой же причине Китай регистрирует профицит в торговле с Японией и Европой" (29).
Если Китай откроет свой рынок, то торговый дефицит в торговле с Китаем, возможно, сократиться, однако общий торговый дефицит, который определяется накоплениями и инвестициями вряд ли измениться. Рост курса доллара, который станет неминуемым последствием роста спроса на американский экспорт в Китай, вызовет увеличение дефицитов (или уменьшение профицитов) в торговле с другими странами. Если США введут более высокие тарифы на китайский импорт (например, исключат его из списка стран имеющих статус наибольшего благоприятствования в торговле) это также приведет к сокращению торгового дефицита с Китаем, однако не изменит общей ситуации. Повышение тарифов на китайский импорт просто приведет к тому, что американские потребители будут покупать другие иностранные товары, так как китайские товары станут более дорогими.
Миф 2. Америка теряет свою конкурентоспособность.
В 1992 году Комиссия по конкуренции назвала торговый дефицит США одной 10 проблем, требующих немедленного решения. "Поскольку американская продукцию теряет свою конкурентоспособность, а также поскольку наш рынок широко открыт для иностранной продукции, экономический спрос, вызванный большим дефицитом федерального бюджета, стал причиной гигантского потока импорта", - сказано в заявлении комиссии (30),
Миф о конкурентоспособности в последние годы немного подзабыли. В начале 90-х годов американская экономика в течение семи лет наслаждалась здоровым экономическим ростом, тогда как в Японии и Германии - странах, которые постоянно обвиняют в росте торгового дефицита США - экономический рост был намного медленней, при этом ему способствовал рост безработицы.
Американский опыт 1980-х и 1990-х годов опровергает связь между торговым дефицитом и снижением промышленной мощи. На рисунке 2 видно как рос объем производства в США в последние годы, одновременно с ростом дефицита.
В 1980-87 дефицит баланса по текущим счетам вырос до 3.6 % ВВП, при этом промышленное производство выросло на 17 %, а производство в обрабатывающем секторе на 23 % (31). Эти же тенденции верны и для 1990-х годов. Торговый дефицит в этом время почти утроился, поднявшись с 39 миллиардов до 114 миллиардов (32). Однако в этот же самый период т.е. с 1992 по 1997 промышленное производство выросло на 24 %, тогда как производство в обрабатывающем секторе выросло на 27 % (33). В Японии за этот же самый период промышленное производство выросло только на 8 % , тогда как в Германии рост составил менее 1 % (34).
Америка имеет самый большой в мире экспорт и импорт. Между 1992 и 1997 годом экспортов товаров и услуг вырос с 617 миллиардов американских долларов до 932 миллиардов американских долларов. Импорт рост более быстрыми темпами с 6547 миллиардов 1.046 миллиардов (35). В любом случае способность американской промышленность производить конкурентоспособную продукцию не оказала влияния на торговый дефицит. Опыт 80-90-х годов опровергает это мнение.
Миф 3 Торговый дефицит означает потерю рабочих мест.
Исследование Института политических исследований, проведенное в январе 1998 года показывает, что рост торгового дефицита, вызванный тихоокеанским финансовым кризисом, будет стоить американской экономике более 1 миллиона рабочих. Журналист Патрик Бьюкенен, который пытался выдвинуться кандидатом в президенты от Республиканской партии в 1996 году предлагает другой расклад: "Наш дефицит в торговле товарами составил в 1995 году 175 миллиардов американских долларов. Каждый 1 миллиард долларов дефицита означает, что мы потеряли 20.000 рабочих мест. Это 3.5 миллионов американских рабочих, которые имели бы рабочее место, если бы наша торговля была сбалансированной" (36). Оба вывода основаны на фундаментальном непонимании ситуации и структуры американского рынка труда.
Общее количество рабочих мест в США определяется фундаментальными макроэкономическими факторами, такими как рост предложения рабочей силы и монетарная политика. Торговля с другими странами никак не влияет на ситуацию на рынке труда. Торговля, как и новы
|